Спортивный отбор и спортивная ориентация

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.). 

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.

С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Интересно
Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. 

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта и не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности.

Интересно
Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений. 

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

Прогнозирование – один из наиболее важных элементов отбора и подготовки спортсменов.

Чаще всего прогнозируют:

  • развитие методики тренировки в том или ином виде спорта;
  • высшие мировые достижения в них (такой прогноз проводится на один-два олимпийских цикла);
  • спортивную одаренность.

По результатам отбора дети классифицируются на способных показать в будущем высокие достижения в конкретном виде спорта и тех, кому лучше попробовать себя в другом виде спорта (или вообще в другой деятельности).

Это делается так: после зачисления детей в спортивную школу проводится первое обследование, в ходе которого оценивается их подготовленность. Как было сказано выше, в первые полтора-два года такой контроль осуществляется периодически, и каждый раз по его результатам дети классифицируются на две группы.

Высшие мировые достижения прогнозируются обычно в видах спорта с объективно измеряемыми результатами. 

При прогнозировании спортивной одаренности исходят из того, что определенное сочетание двигательных и психологических способностей, а также анатомо-физиологических задатков создает потенциальную возможность для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта (рис. 24).

Спортивный отбор и спортивная ориентация

Прогноз спортивной одаренности проводится на основе изучения:

  • стабильности показателей;
  • наследственных влияний на их результаты.

Стабильность показателей характеризуется тем, что дети, показывающие лучшие результаты в раннем возрасте, сохранят это преимущество все последующие периоды жизни.

Значение показателя в детские годы называется ювенильным, в конце наблюдаемого периода – дефинитивным.

Темпы приростов в тестах зависят от двух причин:

  • насколько методически правильно организован тренировочный процесс;
  • степень влияния наследственных факторов на тренируемые качества.

Результаты исследований показывают, что для некоторых качеств вторая причина весьма существенна. Так, например, многие анатомо-физиологические показатели наследственно обусловлены (длиннотные размеры тела, свойства крови и тканей и т. п.).

Существует несколько способов изучения влияния наследственности на спортивные результаты.

Первый метод – исследование биографий спортивных семей (братья Знаменские, Брюханьковы, Полянские, Васильевы и т. д.). Высокие результаты в спорте родственников обусловливаются, по-видимому, и наследственностью, и спортивным воспитанием в семьях.

Второй метод – расчет коэффициентов корреляции между результатами родителей и детей, показанными в одном и том же возрасте. Например, для бега на 100 м он равен 0,49; для прыжка в длину с места – 0,80; для метания мяча и опорного прыжка – 0. Следовательно, качества, проявляемые в двух первых заданиях, в определенной степени генетически обусловлены.

Третий, наиболее эффективный метод – исследование спортивных достижений близнецов. Они бывают монозиготными (или развывшимися из одной оплодотворенной яйцеклетки) и дизиготными (развывшимися из двух оплодотворенных яйцеклеток). У монозиготных близнецов все одинаково: внешность, размеры тела, психические и физические особенности. Очень часто они болеют одинаковыми болезнями в одно и то же время. Дизиготные близнецы похожи друг на друга как обычные братья (сестры).

По совпадению (конкордантности) или несовпадению (дискондартности) каких-либо признаков у разных близнецов судят о наследственных влияниях. Так, примерно равных спортивных достижений добивались 70% монозиготных близнецов и около 25% дизиготных. Это указывает на значительную их обусловленность наследственными факторами. 

Мера этой обусловленности определяется коэффициентом наследственности, величина которого изменяется от 0 (наследственного влияния нет) до 1 (качество находится под полным генетическим контролем).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)