Общие и специальные принципы спортивной тренировки
Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности. Им должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний.
Но в сфере спорта действуют и свои специфические закономерности, которые обязывают в процессе спортивной тренировки соответственно конкретизировать общие принципы и соблюдать ряд специальных положений.
Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.
Установка на высшее достижение и объективные условия ее воплощения предопределяют углубленную спортивную специализацию. Ее характеризует такое распределение времени и сил в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для максимальных достижений в других видах спорта.
Единство общей и специальной подготовки спортсмена.
В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена.
Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями: единством организма, т. е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности, и взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений.
Конкретизируя принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, суть его можно выразить в следующих положениях:
- Неразрывность общей и специальной подготовки как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из ее содержания без ущерба для конечных спортивных достижений и общей эффективности спорта как средства всестороннего развития.
- Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки: содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.
- Необходимость соблюдать оптимальную меру соотношения общей и специальной подготовки, меняющуюся в процессе тренировки.
В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки.
Непрерывность тренировочного процесса.
Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность характеризуется тремя основными положениями:
- Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных и многолетних занятий с тем, чтобы в общем режиме жизни спортсмена постоянно присутствовали факторы, вызывающие приобретение, сохранение и дальнейшее развитие тренированности.
- Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе непрерываемой преемственности ближайших, следовых и долговременных кумулятивных эффектов тренировки.
- Интервал между тренировочными занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках определенных серий тренировочных занятий (микроциклов) допускается при известных условиях проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается особо уплотненный режим нагрузок и отдыха.
Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.
Зависимость прироста функциональных возможностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения.
К ним нет легких путей – каждый очередной шаг означает восхождение по ступеням растущих нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тренировочных задач и участием в ответственных состязаниях (таблица).
Волнообразность и вариативность динамики нагрузок.
Известно, что монотонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утомляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в процессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена.
Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок:
- линейно восходящая;
- ступенчато восходящая;
- волнообразно восходящая;
- пилообразная или скачкобразная.
Цикличность тренировочного процесса.
Циклы тренировки представляют собой относительно завершенную системно повторяющуюся последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.
Различают следующие циклы:
- малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2–3 до 7–10 дней;
- средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до 5–6 недель;
- большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от 3–4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четырехлетние (олимпийские) циклы).
Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдущего.
Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, методы, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.
- Этапы спортивного отбора
- Спортивный отбор и спортивная ориентация
- Планирование спортивной подготовки
- Общие положения технологии планирования в спорте
- Характеристика и структура тренировочных циклов
- Основы построения спортивной тренировки
- Виды, задачи, средства и методы психологической, интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Виды, задачи, средства и методы технической, физической, тактической подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Основные средства спортивной тренировки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу