Социологическое наблюдение

К основным способам получения эмпирической информации в социологии относятся: наблюдение, анализ документов и опрос.

В широком смысле наблюдение — это способ познания окружающего нас мира. Мы оставляем за пределами рассмотрения так называемое обыденное наблюдение, т.е. непроизвольную деятельность человека, с помощью которой он получает сведения об окружающем мире.

Научное наблюдение отличается от обыденного, во-первых, тем, что оно направлено на достижение определенной цели — преднамеренного получения специфической информации о конкретных сторонах исследуемого объекта, а, вовторых, что оно проводится по определенной системе, планомерно, с включением в состав его процедур элементов контроля.

Общепринятого понимания термина наблюдения еще не сложилось. Так, в статистике под наблюдением понимают любую полевую процедуру (опрос, сбор документальной информации, визуальное наблюдение), противопоставляя его косвенному по-лучению сведений из литературных источников.

В социологии под наблюдением понимается направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающееся контролю и проверке.

Наиболее важной характеристикой наблюдения является не-посредственность. В.А. Ядов, в частности, выдвигает это качество наблюдения как его главную и единственную характеристику: «Наблюдение — прямая регистрация событий очевидцем».

Он, таким образом, противопоставляет его получению сведений из вторых рук. Понятно, что при прочих равных условиях исследователь всегда отдает предпочтение непосредственному (прямому) наблюдению.

Однако в широкой обыденной и научной практике прямое наблюдение не всегда возможно. Большинство наших знаний о мире базируется на сведениях, полученных другими людьми. Мы неизбежно вынуждены пользоваться знаниями «из вторых рук». Поступая таким образом, мы вынуждены также мириться и с тем,

что вместе с интересующей информацией мы получаем и значительную долю субъективных наслоений, случайных, небрежных впечатлений их авторов.

Поэтому критическая проверка достоверности результатов наблюдений, полученных другими авторами, является необходимой и обязательной характеристикой научного наблюдения.

Главными преимуществами непосредственного наблюдения является то, что оно:

⇒ позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их прояв-ления;

⇒ дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще говорить что-либо о своем поведении.

Достоинствами социологического наблюдения является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом наблюдения, а также возможность воспринимать изучаемые явления и процессы оперативно, в момент их возникновения, в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл.

Такая информация недоступна для получения другими методами. Преимуществом метода наблюдения является также то, что он позволяет преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса — языковый барьер.

Наряду с несомненными достоинствами социологическое наблюдение имеет и довольно существенные недостатки, многие из которых являются продолжением его достоинств.

⇒ Принимая активное или пассивное участие в наблюдаемом процессе, социолог вольно или невольно оказывает влияние на естественный ход этого процесса, вмешивается в него и, таким образом, искажает его характер.

⇒ Наблюдению всегда доступна лишь часть из интересующей совокупности явлений. Поэтому оно всегда локально, носит ограниченный в пространстве и времени характер.

⇒Имеются большие проблемы, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Как правило, результаты наблюдения далеко не всегда могут фиксироваться в процессе самого наблюдения, так это вызывает беспокойство, а иногда раздражение на людей, участвующих в наблюдаемых процессах.

Чаще всего результаты наблюдения регистрируются после непосредственного восприятия события. Следствие состоит в том, что забываются и оказываются не зафиксированными некоторые штрихи и детали, и, наоборот, в записях могут появиться не происходившие события или характеристики, вызванные ассоциативным восприятием наблюдателя.

Причем выявить как те, так и другие в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно невозможным.

⇒ Далеко не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, семейные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т.п.

Основные трудности, связанные с проведением непосредствен-ного наблюдения можно разделить на три группы:

  • неадекватность и ограниченность наших органов чувств; смешение результатов наблюдения с выводами;
  • влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.

По этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими методами сбора информации, в первую очередь — с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.

Наблюдение применяется на подготовительной стадии пилотажного исследования, когда надо составить представление об объекте исследования, уяснить или уточнить проблему, сформулировать предварительную рабочую гипотезу и т.д.

Наблюдение может служить для проверки данных, полученных другими методами (например при опросе).

Наблюдение может использоваться в исследованиях экспериментального плана для фиксации изменений в экспериментальной группе на основе логического анализа выявленных связей.

Самостоятельное использование метода наблюдения как метода сбора первичной информации возможно, когда нет жестких требований к репрезентативности выборочной совокупности.

Наблюдение можно классифицировать по следующим основаниям:

  • уровню формализации самой процедуры наблюдения (стандартизированное и нестандартизированное);
  • положениянаблюдателяотносительнонаблюдаемогообъекта (включенное и невключенное);
  • условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
  • регулярности проведения (систематические, эпизодические, случайные).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)