Социальное измерение. Шкалирование. Виды шкал

Из определения информации следует, что она представляет собой некоторое формализованное отображение определенной части реальности в виде совокупности средств материальной природы (изображения, знаки, звуки и т.д.). Любая информация, таким образом, в большей или меньшей степени есть результат познания окружающего мира.

Познавательная деятельность — одна из форм приспособления к действительности, свойственная только человеку и связанная по смыслу и роли с функцией выживания.

По мере развития социума формы познавательной деятельности постепенно усложнялись и дифференцировались. Наряду с традиционными формами, основанными на целостном восприятии мира (интуиция, «здравый смысл», мифология, искусство и т.д.) на определенном этапе развития общества возникла научная форма познания.

Одна из фундаментальных особенностей научной формы познания — разделение целого на части, стремление достичь конечных основ, разборка «мировой матрешки», сколь бы сложной она ни была.

Эта особенность есть следствие одного из принципов научного познания, который состоит в том, что любое сложное явление можно разложить на составляющие его простые и изучать каждую из них в отдельности.

Важнейшая процедура, которая входит в комплекс познавательных средств науки, — измерение. Существует довольно популярная точка зрения, согласно которой вся современная наука выросла из измерения, без которого она немыслима и благодаря которому она и утвердила свой статус.

В других, не научных (но не менее плодотворных) формах познания, таких как интуитивная, эвристическая, художественная и т.п., эта процедура либо не выделяется в отдельный этап, либо вовсе отсутствует.

Социология, как и большинство гуманитарных наук, длительное время находилась под значительным влиянием наук о природе. По этой причине содержание всей измерительной проблематики

в обществознании до самого недавнего времени носило отчетливую естественнонаучную трактовку. Возведение квантификации в ранг универсального принципа измерения также есть следствие длительной экспансии естественнонаучных представлений, которые успели закрепиться и оформиться в свод канонизированных правил.

Поэтому и направленность, весь пафос господствующей в современной социологии измерительной парадигмы ориентированы на то, чтобы отобразить качественное и количественное единство изучаемого социального явления (как того и требуют принципы естествознания) в виде квантифицированных числовых конструкций.

В рамках этих представлений качественный подход к объектам исследования, когда осуществляется только содержательное, словесное их описание, рассматривается как первый, примитивный и в определенном смысле донаучный этап их познания.

В соответствии с классическим пониманием процедуры измерения, она представляет собой определение соотношения одной (измеряемой) величины с другой однородной величиной (эталоном) и получение результата в виде числа. Это число показывает, сколько раз единица меры (эталон) содержится в измеряемой величине.

Очевидно, что данное определение измерительной процедуры для социологии неприемлемо по той простой причине, что здесь нет эталонов, так же как и «истинного значения» измеряемой величины (от чего, кстати, изложение теоретико-вероятностной или статистической теории ошибок измерения для социологов носит исключительно абстрактный, экзотический характер).

В самом деле, какие эталоны можно подобрать для ответов на такие, на-пример, вопросы: «Каким партиям или политическим движениям Вы симпатизируете?» или «Удовлетворены ли Вы состоянием правопорядка в городе?».

Это (и не только это!) обстоятельство обусловило расширение понятия измерения. Под ним стал пониматься способ приписывания чисел объектам независимо от того, использовалась ли при этом единица измерения.

Этот подход основывается на предположении о существовании изоморфизма (гомоморфизма) между эмпирическими и числовыми системами с отношениями.

Разработка неклассических теорий измерения — это попытка выхода за рамки физической науки (и в целом естествознания) и создания универсальной теории измерения, ориентированной на внефизические измерения.

В силу размытости потенциальной предметной сферы приложения объекты измерения в этих теориях не конкретизируются, а о сферах приложения теорий говорится весьма абстрактно, на аксиоматическом уровне. В сущности, конкретные области приложения этих теорий в них самих не рассматриваются.

Основными понятиями этих теорий являются понятия шкалы и ее допустимых преобразований. К названным теориям относится тот комплекс представлений, который был сформирован в 1940-х гг. американским психологом С. Стивенсом, а затем получил развитие в трудах П. Суппеса, Дж. Зиннеса, К. Кумбса, И. Пфанцагля, А. Тарского и др. Наибольшее распространение в социологии по-лучили следующие формулировки.

Измерение — любое присвоение, приписывание цифр объектам или событиям (или аспектам объектов или событий) в соответствии с правилами, иначе говоря, с любым правилом (С. Стивенс).

Измерение — гомоморфное отображение некой эмпирической реляционной системы (эмпирической структуры) на некоторую числовую реляционную систему (числовую структуру) (А. Тарский).

Измерение заключается в присвоении чисел вещам таким образом, что некоторые операции с приписываемыми числами и некие отношения между ними соответствуют наблюдаемым отношениям и операциям над вещами, которым они присвоены или которые с их помощью представляются (Е. Адамс).

Измерение есть приписывание чисел вещам в соответствии с определенными правилами (Дж. Гласс, Дж. Стэнли).

Измерение — процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами.

В качестве объектов измерения могут выступать любые интересующие социолога объекты — индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и т.д.

При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. Возможно использование как числовых, так и нечисловых математических систем.

Встречаются и такие, совсем уж курьезные определения: «Измерение — способ изучения социальных явлений, процессов, систем, их свойств и отношений с помощью количественных оценок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)