Метод нормативных прогнозов

Экспертные методы широко используются и при нормативном прогнозировании. На их применении базируется реализация комплексных прогнозных разработок, например, проекта «Паттерн», предназначенного для определения перспективных направлений научных исследований и опытноконструкторских разработок (НИОКР) метода прогнозного графа и др.

С помощью этих методов наибольший эффект достигается при решении проблем форсирования исследований и разработок в трудоемких и наукоемких отраслях, выбора оптимальных стратегий в многофакторных ситуациях.

Комплексные прогнозные исследования предполагают использование нескольких методов, взаимно обогащающих своими возможностями друг друга.

Каждый из них предназначается для решения специального класса задач, возникающих на различных этапах разработки прогноза.

Исходным моментом в разработках нормативных прогнозов является задание конечной цели развития процесса. Главная проблема исследования заключается в согласовании этой отдаленной цели с действиями, которыенеобходимопредпринятьдляеедостижения в настоящем и будущем времени.

Одна из задач экспертов в этом случае состоит в построении графа событий сверху вниз от исходной цели (вершины графа) до его основания. Каждое событие представляет собой условие для достижения события верхнего уровня.

Таким образом, если через S0 обозначить конечную цель — событие, то в задачу эксперта i, i =1, 2, …, n, входит определение событий, предшествующих S0, т.е. событий S r, где r = 1, 2, …, R — индекс последовательности наступления события, так что события типа S1 непосредственно предшествуют событию S0, со-бытия типа S2 — событиям S1 и т.д., j — индекс вида события на r-м этапе, которое признается i -м экспертом как необходимое для наступления событий этапа r – 1, j = 1, 2, …, m.

Кроме того, для каждого события S r — эксперты дают оценку времени его совершения t r и оценку вероятности его совершения p r.

Эксперты могут сформировать граф произвольной формы. Задачей исследователей является построение оптимального графа событий, который характеризуется минимальными (по времени, стоимости и другим параметрам) затратами при достижении цели от уже имеющегося уровня развития процесса, отсутствием тупиковых комбинаций, петель-возвратов к уже свершившимся событиям.

Решение этой задачи осуществляется с использованием необходимого экономико-математического аппарата, применяемого для обработки информации, характеризующей количественные оценки событий (запасы ресурсов, параметры производственных технологий, показатели эффективности и т.п.).

Работа по построению окончательного варианта графа, как правило, проводится в диалоговом режиме, в ходе которого проигрываются различные ситуации, анализируются последствия тех или иных решений на промежуточных этапах развития процесса.

Метод прогнозного графа может рассматриваться как один из вариантов создания сценария группой экспертов. Такие группы формируются для прогнозирования развития процессов особой сложности, в отношении которых еще не сформировано единое представление ни о структуре, ни о закономерностях и направлениях развития.

В связи с этим в группу подбираются специалисты различного профиля, в своей совокупности способные учесть достаточно большое число аспектов рассматриваемой проблемы.

Кроме того, их коллектив дополняют исследователи, занимающиеся вопросами формализованного описания систем, разработкой методов и алгоритмов решения задач формального типа, связанных и с анализом информации, и с построением математических моделей развития систем.

Таким образом, сценарный метод, как правило, представляет собой сочетание логико-эвристических и формализованных приемов исследования.

В ходе разработки сценария, под которым, как это было отмечено выше, понимается гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию прогнозируемого процесса, экспертам приходится отвечать на следующие основные группы вопросов.

1. Как элементы и характер связи между ними влияют на структуру изучаемого процесса?

2. Каков характер взаимодействия элементов с внешней средой?

3. Какова цель развития процесса и какие моменты являются определяющими при ее формировании?

4. Какие тенденции развития ожидаются у элементов и какими факторами и условиями они определяются?

5. Какие проблемные ситуации могут встретиться в развитии процесса в направлении предполагаемой (заданной) цели?

6. В какой степени возможно управление развитием, каковы ожидаемые последствия различных вариантов управления?

По результатам ответов на подобные вопросы разрабатывается описательная (дескриптивная) модель процесса, которая обычно формализуется, и на ней просматриваются возможные альтернативные варианты его развития.

Таким образом, сценарий является некоторой условной оценкой возможного пути развития достаточно сложного процесса, поскольку он разрабатывается в рамках предположений о его будущих состояниях, которые однозначно непредсказуемы.

Метод сценариев имеет в своей основе все тот же механизм письменного опроса экспертов, перед которыми ставится задача описания возможного развития процесса, системы, каких-то ее особенностей и т.п.

В современном понимании сценарий — это имеющее низкий уровень формализации структурированное текстовое описание некоторой проблемы и путей ее решения, представленное в виде совокупности разделов, между которыми установлены определенные логические отношения.

Метод сценариев наиболее широко используется для выявления и анализа развития военных и дипломатических кризисов.

В последнее время получили известность попытки описать с его помощью развитие культурных, социальных, политических, экономических и научно-технических аспектов возможных вариантов будущего мировой системы.

Как уже отмечалось, эффективность экспертных методов прогнозирования возрастает, если при обосновании прогнозных решений используются формальные методы, позволяющие снизить степень субъективности экспертных оценок, ранжировать решения по вероятности их осуществления.

Однако для этого, как правило, необходимо, чтобы информация, получаемая от экспертов, носила количественный характер.

В работе группы экспертов важнейшим элементом является правильное построение алгоритма обсуждения проблемы, выработка единого мнения и принятие решения.

Достижение значимых результатов зачастую гарантируется правильной организацией деятельности группы, а на первоначальном этапе правильным подбором профессионалов в эти группы, что обеспечивается использованием отбора специальными методами групп экспертов.

Окончательным результатом работы таких групп является рекомендация необходимости тех или иных действий, основанная не только на опыте, но и на качественных оценках явлений, не поддающихся измерению.

Дополнительная ценность решений, принятых экспертами, в том, что предлагаемый набор инструментов может быть использован и в дальнейшем при установлении в другой ситуации тех же причинно-следственных связей, что и в первоначальном случае.

Разработка обобщенного прогнозного решения на базе экспертных оценок базируется на определенных начальных допущениях.

К ним, прежде всего, относится предположение о том, что каждый из экспертов обладает достаточным уровнем знаний, опыта, информации, позволяющих ему предложить вариант прогноза, близкий к «истинному».

Иначе говоря, априори принимается, что экспертные оценки так или иначе должны группироваться вблизи истинного значения.

В то же время экспертные методы обычно применяются для разработки прогнозов в условиях неполной информации.

Это может послужить причиной существенных различий в суждениях отдельных экспертов, причем мнение, отличное от большинства, не обязательно будет ошибочным.

Как правило, наиболее оригинальные решения единственны, они замечаются не всеми. Большинство же склонно к традиционным взглядам на рассматриваемые проблемы.

В связи с этим целями обработки и количественного анализа экспертной информации являются, вопервых, определение обобщенного экспертного прогнозного решения и, во-вторых, выявление отличных от него, «крайних» решений.

Обоснование и выбор окончательного результата базируется уже на изучении, сравнительном анализе этих альтернативных вариантов. Решение первой задачи в основном предполагает выявление некоторой «средней» оценки, являющейся обобщением всей совокупности экспертной информации.

В решении второй задачи основное внимание уделяется определению расхождений между оценками, анализу причин их различий.

Здесь в большей степени используются методы дисперсионного анализа, корреляционные методы, методы таксономии и др. Заметим, что обе задачи решаются только в случаях, когда экспертные оценки могут быть представлены в количественных значениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)