Метод фокус-групп

Этот метод относится к сфере так называемой «качественной» социологии. Он основывается на инициации и использовании активности респондентов, акцентирует внимание на выявлении и анализе неосознаваемых факторов человека, его установок и принципиальных позиций при восприятии и реакции на предъявляемую информацию, формировании собственного мнения.

Метод фокус-групп представляет собой фокусированное интервью, реализуемое в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации, возникающей у них в связи с восприятием самых различных, но вполне определенных явлений: конкретных товаров, услуг, другой информации и т.п.

Полученные сведения позволяют получить представление о субъективных значениях респондентов, возможной мотивации их поведения.

Групповое интервью как метод получения информации начал использоваться в США в 1920-х гг. В 1940-е гг. получило развитие «фокусированное» интервью (индивидуальное и групповое).

Его принципы и методические правила были разработаны Р. Мерто-ном и Г. Герцогом в процессе их совместного исследования восприятия материалов пропаганды союзников на свои армии в годы войны.

Фундаментальное обобщение этого метода было сделано Р. Мертоном и зафиксировано в его книге «Фокусированное интервью» (1956 г.), до сих пор входящей в классический арсенал социологической литературы.

В дальнейшем этот метод наиболее широко применялся в исследованиях рекламы и маркетинге, где и получил наименование «фокус-группа».

В настоящее время сфера его применения существенно расширилась. Он используется везде, где необходимо изучить возможные реакции, формы и мотивы поведения конкретных социальных групп.

Как самостоятельный, самодостаточный метод «фокус-групп» используется редко. Как правило, он сочетается с одним или несколькими количественными, «жесткими» методами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)