Современные проблемы идентичности личности

Одной из главных тенденций второй половины XX — начала XXI в. стали процессы глобализации. Они затронули все сферы жизни абсолютного большинства стран и народов. Идея некой унификации, имеющей целью выравнивание условий и качества жизни людей, первоначально получила необходимую массовую поддержку. Но практика оказалась иной, как в экономическом, технологическом, социальном, так собственно в социокультурном аспекте. Преимущественное продвижение одной доминирующей модели естественным образом вызвало стремление к сохранению своих специфических психосоциальных, этнокультурных особенностей.

Интересно
Такое стремление есть проявление одной из потребностей человека. Американский философ Э. Фромм выделяет пять потребностей, которые, с одной стороны, присущи каждому человеку, с другой — никогда в полной мере им не удовлетворяются, но всегда являются источником его активной творческой деятельности.

Безусловно, индивидуальные особенности личности, ее духовные качества определяют выбор путей достижения целей. Они могут носить как одобряемый, так и девиантный характер. Изоляция человека от общества неестественна для него, потому что он утрачивает общественные навыки, нормы. Поэтому одной из важнейших потребностей является общение, взаимодействие с другими.

Стремление человека не только к адаптации, приспособлению, но и преобразованию предполагает созидательное творчество. Эта потребность ярко проявляется в искусстве, науке, других видах деятельности, когда для достижения цели человек мобилизует все свои творческие способности, воображение, эмоциональность, преодолевает повседневность.

Искусство и наука являются теми феноменами культуры, которые соединяют внутренний духовный мир человека с многообразной окружающей действительностью, организуют творческий процесс самосознания личности.

Расширяющиеся возможности человека устанавливать и поддерживать межличностные связи и отношения формируют потребность в избрании своей «родовой» социокультурной среды, в которой человеку комфортно, которую он считает своей.

Из предыдущей возникает четвертая потребность — в самоидентичности. Социокультурная среда предлагает человеку огромный спектр норм, ценностей, ориентиров. Но только сам человек определяет их соответствие своему особому внутреннему духовному миру. Этот выбор является поиском самого себя, своей культурной сущности, своих ценностей и норм.

Потребность в культурной идентичности обусловлена стремлением человека к выбору предлагаемых культурой ориентиров, которые лучшим образом способствуют объективному познанию мира и себя в нем.

Под идентификацией (лат. identifico) понимается отождествление. В психологии идентификация понимается как отождествление личности с определенными индивидами, группами, творческим персонажем и т. д. З. Фрейд видел в этом стремление человека обрести опыт избранных социальных персонажей с тем, чтобы успешно и безбоязненно преодолевать жизненные препятствия. Это необходимо как на этапе взросления, так и с целью успешной самореализации, самоутверждения.

Последователь З. Фрейда французский ученый Ж. Лакан выделил стадии «воображаемого», «символического», «реального», через которые человек осваивает социокультурную среду. Первую стадию человек проходит в возрасте 6–18 лет, когда собственное «Я» понимается через другого, которым, как правило, является мать.

На второй стадии происходит самоотождествление с отцом, как символом культуры с ее богатым арсеналом табу и ограничений. Третья стадия является собственно индивидуальной практикой по освоению, оценке социокультурной действительности, соотнесения себя с ней.

Современная наука определяет различные формы механизма культурной идентификации:

  • отождествление себя с родителями, родственниками, друзьями, героями литературы, кино, другими персоналиями, которые становятся источниками культурных норм;
  • представление о своей принадлежности к некой номинальной социальной группе с ее социокультурными стереотипами;
  • отнесение себя к определенной социальной группе, копирование ее социокультурных стандартов.

Американский социолог Г. Абрамсон предложил типологию образов, в отождествлении с которыми происходит культурная идентификация:

  • традиционалисты — приверженцы ценности определенной культуры;
  • пришельцы — не имеют наследственности в данной культуре, хотя и включены в нее;
  • изгнанники — человек в изоляции и одиночестве;
  • евнухи — не обладающие культурными традициями, не являющиеся частью какой-либо культуры;
  • маргиналы — состояние культурной неопределенности личности.

Говоря об идентичности, мы, как правило, предполагаем психосоциальную и этнокультурную составляющие. Психосоциальная идентичность является осознанием человеком самого себя в культурном пространстве, самооценка в соответствии с социокультурными установками, а также выбор путей и социокультурных ролей для самореализации и самоактуализации. Этнокультурная идентичность характеризует отождествление личностью самой себя с определенной культурой, основанной на присущих ей традициях, ценностях и нормах.

Современный исторический период характерен быстрыми социокультурными изменениями, в основе которых политические, экономические, информационные, технологические, экологические и другие факторы. В этих условиях возрастает вероятность утраты личностью идентичности, что приводит к отчуждению человека, его замкнутости, поиску девиантных путей самореализации, разрушающего воздействия на чуждую для него реальность.

Противопоставлением этому может быть активная культурная политика государства, опирающаяся на широкую общественную поддержку, основанная на уважении исторического прошлого, традиций, этнокультурных особенностей народов, использующая современный арсенал в нравственном, духовном воспитании личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)