Особенности конфликтов педагогических
Взаимное непонимание субъектов педагогического процесса является неотъемлемой частью педагогического общения, в котором конфликты проявляются в качестве закономерностей педагогического взаимодействия субъектов. Когда учитель работает с классным коллективом, он находится в постоянном эмоциональном напряжении, потому что должен контролировать не только своё поведение, но и поведение учащихся.
Отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между участниками педагогического процесса: учениками, родителями, учителями — в своих исследованиях наблюдала Т. В. Врачинская. Самыми типичными являются противоречия между учителями и учениками в процессе общения, что обусловлено характером их взаимоотношений.
Конфликтность общества провоцирует возникновение противоречий и в сущностных, и в динамических признаках педагогического общения. К таким противоречия Н. В. Гришина относит:
- внутриличностные столкновения стремлений сохранить себя в неизмененном виде и параллельно с этим расширить границы своего влияния;
- разнохарактерная связь субъектов педагогического общения;
- различия уровней образования и общей культуры между учителями и родителями.
Для того, чтобы осмыслить проблемы педагогического общения необходимо разобраться с определением понятия «конфликт».
В отечественной науке конфликту дают разные определения:
- А. В. Петровский, Н. Г. Ярошевский понимают конфликт как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
- А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов дают следующее определение конфликта: «наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия».
- Э. А. Уткин трактует понятие конфликта как «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций».
Конфликт в педагогическом общении можно определить, как необходимый способ разрешения противоречий педагогического взаимодействия, который обусловлен следующими характеристиками: различный статус субъектов педагогического общения, жизненный опыт, различие индивидуальных особенностей субъектов.
С. В. Баныкина в своих трудах дает следующее определение педагогического конфликта – возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод
Столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Основной особенностью педагогического конфликта как разновидность конфликтов вообще, прежде всего, является сферой его протекания, особенность субъектов и эмоциональный фон протекания.
Поэтому педагогический конфликт является формой выражения усугубившихся субъект — субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способа его предупреждения и преодоления.
В качестве структурных характеристик педагогического конфликта выделяются следующие составляющие:
- субъекты / участники/ стороны конфликта — ученик / класс, педагог (педагогический коллектив), родители (семья), администрация школы;
- причины возникновения и условия протекания конфликта;
- предмета и объект конфликта;
- действия участников;
- исход (результат) конфликта.
М. М. Рыбакова выделяет особенности педагогических конфликтов, по сути отличающих их от каких – либо других видов конфликтов: семейных, этнических, государственных и т. д.
Самая важная отличительная черта – это воспитательный смысл педагогического конфликта, т. к. он происходит в присутствии других учеников и делает их из свидетелей – участниками. Также школа, являясь моделью общества, отвечает за усвоение учениками норм отношений между людьми; поэтому, участвуя в школьных конфликтах, он учится вести себя в конфликтах и разрешать их в жизни.
Другая характеристика – участники конфликтов заведомо имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте. Отсюда вытекает и следующая возможность – различное понимание конфликта и его причин. В педагогическом конфликте ответственность за конструктивное его разрешение всегда возлагается на учителя, как на профессионала.
При определении педагогического конфликта важно обратить внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов, эмоциональный фон протекания.
- Формирование у современных детей этнической идентичности
- Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля
- Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы
- Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
- Семейная познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста «Мы здоровью скажем «Да!»
- Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
- Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей
- Примерный план работы родительского клуба
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу