Организация работ по стандартизации

Организацию работ по стандартизации осуществляет националь­ный орган по стандартизации Российской Федерации. Функции национального органа по стандартизации возложены Правитель­ством РФ на Федеральное агентство по техническому регулирова­нию и метрологии.

В функции Федерального агентства по техническому регулиро­ванию и метрологии входят:

  • утверждение национальных стандартов;
  • принятие программ разработки национальных стандартов;
  • организация экспертизы проектов национальных стандартов;
  • обеспечение соответствия национальной системы стандар­тизации интересам национальной экономики, состоянию материально-­технической базы и научно­техническому про­грессу;
  • осуществление учета национальных стандартов, правил стан­дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспече­ние их доступности заинтересованным лицам;
  • создание технических комитетов по стандартизации и коор­динация их деятельности;
  • организация опубликования национальных стандартов и их распространение;
  • участие в соответствии с уставами международных органи­ заций в разработке международных стандартов и обеспече­ние учета интересов Российской Федерации при их приня­тии;
  • утверждение изображения знака соответствия националь­ным стандартам;
  • представление Российской Федерации в международных ор­ганизациях, осуществляющих деятельность в области стан­дартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласо­вание, организация экспертизы национальных стандартов осущест­вляются техническими комитетами по стандартизации. Непосред­ ственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

В международной и зарубежной практике активно протекают процессы электронизации, которые могут привести к существен­ным, качественным изменениям в процедурах разработки стандар­тов: возможен практически полный отказ от традиционных стадий и этапов разработки, переход в режим реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосредственно в отработ­ке редакций стандартов вместо традиционной интеграционной цепочки «проект — отзыв — учет отзыва».

Учитывая, что процессы электронизации процедур разработки стандартов в России по объемам работ и темпам внедрения заметно отстают от зарубежных, необходимы специальные меры акти­визации работ, часть из которых может быть осуществлена через проект «Развитие стандартизации в России».

Федеральные органы исполнительной власти организуют раз­работку государственных стандартов по вопросам, отнесенным к их компетенции; разрабатывают предложения в программы и пла­ны государственной стандартизации; обеспечивают применение государственных стандартов при организации государственных закупок; обеспечивают взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по вопросам функ­ционирования информационно­-справочного центра, в том числе по линии ВТО.

Всероссийский научно-­исследовательский институт стандарти­зации (ВНИИ стандарт), наряду с решением вопросов научно­-ме­тодического характера, обеспечивает организацию работ по гар­монизации фонда российских стандартов с международными.

Территориальные органы стандартизации, наряду с решением задач государственного контроля и надзора (в том числе метроло­гического) в регионах, принимают участие во взаимодействии с расположенными в зоне их влияния субъектами хозяйственной деятельности, в организации разработки государственных стандар­тов, необходимых этим субъектам для повышения качества и кон­курентоспособности их продукции. Важнейшим организационным звеном в разработке государ­ственных стандартов остаются технические комитеты по стан­дартизации.

Для повышения эффективности их работы целесо­образно:

  • сблизить общую структуру российских технических комите­тов со структурой комитетов в рамках ИСО и МЭК;
  • расширить практику образования совместных технических комитетов и рабочих групп для организации разработки стан­дартов по объектам, находящимся на «стыке» интересов раз­личных комитетов;
  • расширить полномочия технических комитетов в работах по международной стандартизации, а также по ведению отрас­левых стандартов.

Необходимы организационные меры, направленные на преодо­ление сложившейся в последние годы тенденции развала служб (подразделений) стандартизации в субъектах хозяйственной деятельности.

Без участия в работах по стандартизации квали­фицированных кадров научно­-исследовательских институтов, конструкторских бюро, промышленных предприятий, досконально знающих проблемы повышения качества и безопасности конкретной продукции, разработка эффективных стандартов затруднена. Они имеют возможности оперативнее и полнее использовать отраженные в стандартах научно­технические достижения и со­временные методы обеспечения качества и конкурентоспособ­ ности продукции.

По отраслевым стандартам, фонд которых составляет около 40 000 документов и широко применяется субъектами хозяйственной дея­тельности, поскольку ссылки на эти документы задействованы практически во всей ранее разработанной конструкторской и тех­нологической документации, целесообразно:

  • по ранее утвержденным министерствами (ведомствами) от­раслевым стандартам — осуществить их перезакрепление за правопреемниками соответствующих министерств (ве­домств);
  • актуализировать в федеральном фонде стандартов информа­цию о действующих стандартах отраслей;
  • поэтапно переводить в государственные стандарты стандар­ты отраслей, регламентирующие межотраслевые объекты стандартизации.

При планировании работ по государственной и межгосударствен­ной стандартизации необходимо сделать приоритетной разработку стандартов на методы испытаний (контроля, анализа).

Планирование работ по стандартизации в России строится на основе плановых документов. Системообразующим плановым документом является федеральная целевая инновационная программа «Стандартизация и метрология», разрабатываемая на период 5—7 лет. Она входит в номенклатуру федеральных программ, в значительной мере финан­сируемых из средств госбюджета, содержит перспективные приори­тетные цели, задачи, объекты и направления работ по стандарти­зации, метрологии и сертификации в Российской Федерации с указанием основных исполнителей, ориентировочных объемов и источников финансирования и сопровождается необходимыми технико­-экономическими обоснованиями.

Федеральные целевые программы, специализированные по определенным видам деятельности, должны содержать разделы и задания по нормативному обеспечению качества и безопасности продукции, работ и услуг. Указанные разделы должны представлять собой комплексные программы стандартизации, решающие задачи стыковки по срокам разработки и согласованию требований стан­дартов на конечные изделия и применяемое сырье, материалы, комплектующие элементы и составные части.

На основе указанных выше программ, с учетом предложений заинтересованных сторон и реальных объемов финансирования, привлекаемых из различных источников финансирования (госбюд­жет, внебюджетные фонды, средства субъектов хозяйствования, средства от продажи стандартов и др.), должны разрабатываться годовые планы государственной стандартизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)