Механизмы государственного управления социальными рисками
Государственное управление социальными рисками есть процесс принятия и выполнения государством управленческих решений, которые сводят к минимуму неблагоприятное влияние на население, социальные группы или отдельного человека факторов социального риска (неопределенности выбора), сокращают возможные потери, обусловленные рисками.
Мировой социально-экономический кризис, который охватил все страны, усиливает социальные риски. В настоящее время они обостряются в условиях распространения пандемии COVID-19. В условиях усиливающейся социальной напряженности, вследствие падения доходов населения, высокого уровня бедности и социального расслоения механизмы государственного управления социальными рисками требуют совершенствования.
Механизмы государственного управления социальными рисками включают:
- нормативные правовые механизмы, обеспечивающие предупреждение возникновения социальных рисков, или компенсацию потерь от социальных рисков, или минимизацию их последствий;
- финансовые механизмы государственного управления социальными рисками;
- организационные механизмы государственного управления социальными рисками;
- информационные и психологические механизмы государственного управления социальными рисками.
Нормативные правовые механизмы:
- правовые механизмы возмещения гражданину вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья в связи с выполнением трудовых или служебных обязанностей:
- правовые механизмы реализации права на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности;
- правовые механизмы реализации права граждан на социальную защиту;
- правовые механизмы социальной защиты от безработицы;
- правовые механизмы признания семьи многодетной и др.
Финансовые механизмы государственного управления социальными рисками:
- налоговое регулирование, направленное на доходы физических лиц, куда входит применение налоговых льгот для определенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и др.) и различных налоговых вычетов при определенных условиях;
- финансирование денежных выплат гражданам Российской Федерации, которые гарантированы государством (пособия, стипендии, пенсии, материнский капитал, материальная помощь и др.);
- финансирование льгот при оплате или получении товаров и услуг таким категориям граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, многодетные семьи, пострадавшие от аварий на Чернобыльской АЭС, семьи, потерявшие кормильца, и др.;
- финансовое регулирование рынка жилья со стороны государства (предоставление государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам органами власти субъектов РФ).
Организационные механизмы государственного управления социальными рисками:
- организационная структура системы управления социальными рисками;
- кадры, обеспечивающие систему государственного управления социальными рисками;
- полномочия органов государственного управления в сфере управления социальными рисками;
- административные механизмы и организационные документы.
Информационные механизмы государственного управления социальными рисками:
- информационная система (СМИ, электронные СМИ, социальные сети, реклама);
- автоматизированная информационная система (АИС);
- современные цифровые технологии и др.
Основными элементами формирования современного механизма управления социальными рисками являются государственные институты, которые обеспечивают анализ, идентификацию, комплексную оценку необходимой информации о возможных факторах риска, разработку альтернативных сценариев минимизации последствий социальных рисков, организуют работу по предотвращению или минимизации социальных рисков, преодолению последствий от действия социальных рисков или организацию компенсаций от потерь и др.
Институты, обеспечивающие управление социальными рисками
Институт государственной социальной помощи гражданам.
Государственная социальная помощь есть предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Институт социальной защиты. Социальная защита населения есть политика и целенаправленная деятельность государства и общества по обеспечению гражданину, социальной группе, в целом населению комплексной поддержки в решении проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере возможностей реализации прав, свобод, экономической самостоятельности и социального благополучия.
Социальная защита населения России от социальных рисков (бедность, инвалидность, старость, необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье, профессиональное заболевание, материнство, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении и др.) осуществляется по двум направлениям:
- защита нетрудоспособных граждан (социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат);
- защита экономически активной части населения (предоставление равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска).
Институт социального страхования
Социальное страхование – базовый институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы), из-за потери трудоспособности (болезнь, инвалидность, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Примеры: пенсионное, медицинское, от потери работы, от несчастных случаев на производстве, в связи с ростом безработицы и др.
Существуют две формы социального страхования:
- обязательное (по закону) государственное;
- добровольное социальное страхование.
Финансовыми источниками социального страхования выступают обязательные страховые взносы работодателей и наемных работников, организованные на принципах солидарной взаимопомощи, личной само ответственности и субсидиарности.
Институты, обеспечивающие занятость населения.
Институты социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д.).
Органы государственного управления и местного самоуправления, в чьи полномочия входят вопросы управления социальными рисками:
- Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Суды РФ, Прокуратура РФ;
- главы субъектов РФ, законодательные органы, администрация субъектов РФ, суды субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- институты государственной и муниципальной службы.
Негосударственные структуры и организации, создающие условия для риск-управления (например, ведомства финансового блока, правового блока, предприятия и организации – работодатели, профсоюзные и др. общественные организации).
Кроме того, данная система призвана воплотить в жизнь права лиц, подверженных социальным рискам, на принципах социального страхования и социальной защиты, а также создать необходимые условия для её предоставления соответствующими органами.
Система государственного управления рисками предполагает:
- оценку реализации осуществляемых социальных программ, выбранных приоритетов, форм и методов социальной работы;
- анализ и прогнозирование социальных рисков;
- корректировку социальных программ, приоритетов и практических мероприятий.
Методы государственного управления социальными рисками:
- предупреждения наступления социального риска: например, исключение из перечня профессий особенно вредных производств с внедрением в производственный цикл автоматики и электроники, ужесточения трудового законодательства;
- снижения вероятности реализации социального риска: например, проведение предупредительных и контрольных мероприятий, развитие здравоохранения и социальных служб, льготное налогообложение некоторых категорий граждан;
- передачи ответственности за устранение последствий социального риска: обязательное, добровольное (индивидуальное и корпоративное) социальное страхование, социальное обеспечение;
- сохранения или принятия последствий социального риска: прямое государственное финансирование и компенсация ущерба из бюджетов всех уровней, общественная и индивидуальная благотворительность, создание оптимальных условий жизнедеятельности социально незащищенным категориям населения и другие инструменты метода.
Например, задачей российских профсоюзов (как добровольных профессиональных объединений трудящихся) является защита экономических интересов работников (прежде всего, улучшение условий труда и повышение заработной платы).
- Система защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ
- Система управления чрезвычайными ситуациями в РФ
- Государственная политика РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Механизм антикризисного управления
- Государственная политика в условиях социально-экономического кризиса
- Индексы уровня жизни населения
- Основные количественные и качественные показатели устойчивости социальной системы
- Кондратьевские циклы
- Природа и фазы социально-экономических кризисов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу