Классификация социологических исследований

В зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретикоприкладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения.

Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодежь», «Эволюция политической культуры российского электората» и т.п.).

Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Их результатом являются социальнотехнологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи.

Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учеными, в том числе и по преимуществу — социологами.

Граница, разделяющая теоретико-прикладные и прикладные исследования, определяется основной целью. Она может быть либо связана с углублением научного знания о социальных процессах, либо ориентирована на непосредственное решение конкретных проблем.

Часто в теоретико-прикладном исследовании социальный заказ имеет место как актуальная, но все же неконкретная социальная проблема. За прикладным исследованием всегда стоит конкретный заказчик, видящий в социологах соучастников решения проблемы.

Теоретикоприкладное исследование, если оно грамотно и глубоко проработано, не менее практично, чем прикладное. Его результатами являются обнаружение взаимосвязей и тенденций в развитии социальных процессов, определение факторов, влияющих на функционирование важнейших социальных институтов, а также направленность их действия.

Практическая составляющая такого исследования состоит в том, что углубленное понимание социальных закономерностей на макроуровне позволяет принимать более обоснованные решения в конкретных областях социальной практики на микроуровне. Теоретический и прикладной аспекты в социологии неразделимы.

Практичность прикладного исследования — в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в конкретных условиях пространства и времени — «здесь и сейчас». Этим и определяются их основные особенности.

1. В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определены объект и предмет исследования.

2. Время на проведение теоретикоприкладного исследования определяет социолог, исходя из объема и сложности задачи. В прикладном исследовании время определяет заказчик. Он же устанавливает сроки и форму представления результатов.

Здесь главное — качество полученных результатов (небольшой объем полезной достоверной информации гораздо ценнее фолиантов с текстом сомнительного содержания).

3. В прикладном исследовании социолог может (а часто должен) по максимуму использовать готовые методики и их адаптации. В теоретикоприкладном, напротив, оригинальность замысла и программы предопределяет нестандартность всех методических процедур.

4. В прикладном исследовании этапность и сроки работы предопределяются логикой практического использования получаемой информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном определяющий фактор — это логика осмысления предметной области.

5. Итоговый документ теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — социально-технологическая разработка.

В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности.

1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может.

Наиболее типичная сфера применения формулятивного исследования — новая (либо сама по себе, либо для социолога) область знания (например «факторы и формы участи криминальных структур в управлении государством») или проблема (например «маргинализация социальных групп в процессе “демократизации” российского общества»).

Характерный признак такой ситуации — скудость или полное отсутствие литературы, материалов исследований по этой или сопредельным проблемам.

Реализация исследования этого типа предполагает три этапа. Изучение имеющейся литературы (библиография, селекция, изучение).

Встречи и беседы со специалистами (экспертами): список лиц и организаций.

Цели бесед:

⇒ убедиться в полноте библиографии;

⇒ получить дополнительные сведения о литературе и пробле-матике;

⇒ разработать наброски первичных гипотез. Разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ), например, касающееся маргиналов.

Итог разведывательного исследования — четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо).

2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественноколичественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области.

Необходимое условиепроведениядескриптивного исследования — наличие достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипотез. Его главное отличие от формулятивного — возможность четкого описания предмета исследования в виде системы признаков — переменных — показателей.

Типичные примеры дескриптивных исследований — анализ общественного мнения. Результат дескриптивного исследования — классификация эмпирии, описание структуры предмета (например свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.

3. Аналитико-экспериментальное исследование — наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области.

Его цель — выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики.

По степени годности методико-инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основные.

Пилотажное исследование направлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих под-ходов к отбору единиц наблюдения.

Пилотажное исследование проводится на небольшой (30—100) выборке, в которую необходимо включить представителей всех категорий обследуемых с различными социально-демографическими характеристиками.

При этом важно обеспечить включение в выборку представителей социальных групп, обладающих какимилибо особенностями, которые (по предположению исследователя) могут быть источником систематических ошибок в основном исследовании.

К опросу привлекают не только авторов, но и других исполнителей (анкетеров, интервьюеров), чтобы определить особенности работы инструмента чисто в технологическом плане, а также коллег, чтобы определить их мнение.

Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: предварительная проба и генеральный пилотаж.

На первом проверяются отдельные элементы методики.

На втором проверяется вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель которой — проверка всей полевой процедуры. В качестве основного исследования может быть описательное или аналитико-экспериментальное.

В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)