Формы реализации информационной политики

Определенное редакцией направление и основанная на нем информационная политика реализуется через формирование лица издания — системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внешнее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении принципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тематических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни необъятно широко.

Поэтому первая задача при определении проблем- но-тематических линий состоит в выборе: либо быть универсальным (изданием или программой), т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, хотя бы в существенных проявлениях представить все поле действительности, либо специализироваться на нескольких «избранных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблем- но-тематической линии.

К первой группе относятся, например, «Известия» и «Российская газета», ко второй — «Культура» и «Коммерсант», к третьей — «Совершенно секретно» и «Ваши шесть соток».

Разумеется, универсальные издания (программы) неравномерно уделяют внимание различным сторонам жизни, главное для них — основные политические, экономические, социальные проблемы современности.

Поэтому универсальные издания часто называют общеполитическими СМИ. Вместе с тем сосредоточенность на каком-то одном участке жизни вовсе не свидетельство узости проблемного горизонта — и на «малом» тематическом пространстве можно рассматривать общесоциальные проблемы.

И в газете «Кот и пес» можно ставить проблемы гуманизма, экологии, культуры быта и т.д., касаться экономических, социальных, даже политических вопросов.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубрика — крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики — мерило творческого уровня целого коллектива.

Материалы могут объединяться в рубрики по разным признакам. Прежде всего это рубрики, дающие тематический срез жизни («Панорама», «Горячие новости», «XX век в лицах», «Взгляд сквозь годы»).

Затем — это рубрики проблемного типа («Мнения», «Ищем решение», «На перекрестке взглядов»). Необходимо выделить также рубрики по жанровому признаку («Актуальный репортаж», «Воскресный фельетон») и по типу ситуаций («Лицом к городу», «Чрезвычайная ситуация», «Следим за со- бытием», «Расследование»).

Многие рубриковые образования, расширяясь, вбирая в себя ряд других материалов и обособляясь на газетной странице или в канале ТВ/РВ, перерастают в своеобразную «газету в газете», «программу в про- грамме» («Клуб кинопутешественников», «Радио “Мир”», региональные вкладыши и т.д.).

Комплекс рубрик — небольшой по количеству, но характерный для издания (программы) — как бы создает систему ориентиров и для журналистов, и для аудитории, определяя основные направления деятельности, области повышенного интереса редакции и своеобразные способы их разработки.

Важной формой реализации проблемно-тематических линий, составляющих суть направления издания или программы, является организация кампаний.

В отличие от рубриковых материалов кампания — это требующее особого планирования интенсивное, относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой теми или иными важными событиями данного отрезка текущей жизни (например, политическая кампания, связанная с выборами или обсуждением законодательного акта, с крупным международным событием или исторической датой).

Ее тематической основой могут быть важные события и хозяйственной, и культурной, и спортивной, и любой другой сферы жизни. Цель кампании обычно связана с достижением четко определяемых редакцией пропагандистской, агитационной, организационной задач, поэтому она имеет некий «сюжет», определяющий динамический характер композиции, систему используемых форм и т.д.

Ведение проблемно-тематических линий обязательно включает планирование, подготовку и публикацию имеющих принципиальный характер для данного издания (программы) крупных отдельных материалов, являющихся своего рода «вехами», расставляемыми время от времени по ходу ведения проблемно-тематической линии как кампании.

По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные (часто выделяемые рубрикой или особо оформляемые на полосе или в программе) выступления ведущих журналистов/публицистов (так называемых «колумнистов» — ведущих свои колонки), подаваемых, например, под титулом «Мнение политического обозревателя» или «Авторская программа».

Повседневное же ведение проблемно-тематических линий обеспечивается множеством частных выступлений (планируемых и спонтанных) журналистов и авторского актива, а также большим количеством писем, поступающих в редакцию, откликов на выступления, ответов, реплик и т.д.

Информационная политика как реализация направления издания (программы) в соответствии с типологическими особенностями СМИ проявляется при ведении проблемно-тематических линий через совокупность произведений разной направленности.

Позитивно/утверждающая направленность характерна для тех произведений журналистов, в которых по отношению к тому или иному явлению складывается в целом положительная оценка, хотя отдельные стороны его могут подвергаться критике.

Если деятельность нормально ориентированного журналиста направлена на позитивные перемены в жизни, то, естественно, ему присущ острый интерес к тем явлениям, которые эти позитивные перемены демонстрируют.

Поэтому СМИ свойственно отмечать даже малые шаги в направлении «желаемого будущего». Но при этом принципиально важны трезвость оценок, отсутствие иллюзий и преувеличений, умение видеть каждое явление в соотношении с другими и в перспективе развития и нетерпимы пустое славословие и шумиха.

Требуется именно изучение нового, «расследование» сути явления, анализ того, действительно ли сделан шаг вперед и каково его реальное значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)