Долгосрочные программы развития финансов России

В целом, облик финансовой системы России является сложившимся к настоящему времени, что позволяет строить финансовые векторы развития.

Следует учитывать, что в каждой точке исторической бифуркации возникают новые горизонты и линии перспектив.

Так, один из специалистов финансовой аналитики Яков Миркин после вхождения Крыма в состав РФ в 2014 г. выделяет три варианта кардинально разных угроз развития России и ее финансов:

  • первый вариант сопряжен с риском падения цен на нефть (и газ) как основного фактора развития экономики России. Для нашей страны полгода низких цен на нефть стали результатом кризиса августа 1998 г. В марте 2012 года цена нефти марки Brent достигла 125 дол. за баррель. К 20-м числам июня 2012 г. рынки срезали ее на треть. Она стала меньше – 90 дол.. Затем месяц за месяцем отскочила вверх. Затяжная полоса низких цен на нефть в конце 80-х гг. прошлого века привела к финансовому краху СССР. К сожалению, современные финансы не потеряли зависимости от этого спекулятивного финансового рынка, уйти с которого без потерь для России не представляется. Индикатором этого сценария является укрепление доллара к евро;
  • второй вариант материализуется в вытеснении России с рынков сырья Европы. На ЕС приходится 50 % российского экспорта. Поворот сырьевых потоков из России в Азию, несмотря на кажущуюся позитивность, – это более худшие ценовые условия и многомиллиардные затраты на инфраструктуру. По состоянию 2007–2010 гг. ЕС глубоко зависит от российского топлива. Доля России на европейском нефтяном и газовом рынках – одна треть, на рынке угля – 27 %. Ее доля во внутреннем потреблении газа многих стран Восточной и Центральной Европы доходит до 80–100 %: Австрия – 49 %, Германия – 36 %, Италия – 27 %, Франция – 14 %, Швейцария – 12 % и т. д. Ключевая политика США направлена на диверсификацию источников газа для Европы, создание транспортных коридоров для газа в обход России. Поэтому, не исключено снижение этих долей в перспективе.
  • третий вариант выражен в потере возможности модернизации за счет импорта технологий из G7 и других развитых стран, снижающей вероятность «экономического чуда» России. Ни одна догоняющая модернизация в России, начиная с XVII в., не происходила без массовой закупки западных технологий. Так было в царской и сталинской модернизации 1930-х. Исторически равноценной смены партнеров предложено не было.

Преодолеть эти угрозы не возможно в условиях продвижения к закрытой, «мобилизационной» экономике. Локализовать их можно только в условиях неожиданных, асимметричных решений: либерализации, «взрыва» внутренней экономической активности в России; роста внутреннего спроса и предложения; приоритетность среднего класса, увеличение его активов и имущества.

При условиях колебания в нерешительности и колебаний от одного варианта к другому, без системного курса и урывочных мероприятий усилится разрыв административного и реального сектора экономики.

Оценивая перспективы финансов и экономики с учетом динамики реализации угроз в 2014–2016 гг., Яков Миркин дает уже пять
программ развития:

  1. Первый сценарий: «цунами» (вероятность 10–15 %). Внешние факторы: укрепление доллара до 1,0–0,95 долл./евро, цены на нефть до 25–30 долл./баррель, финансовая инфекция от шока на рынке акций США, приступ долгового кризиса в Европейском союзе или иного системного риска. Внутренние условия: обострение кризиса внутри России, политический шторм, замыкание, антизападничество, маргинализация идей, бойкот и изоляция, милитаризованная экономика, существующая по формуле: «сырьевая + аграрная + военная»; морально устаревающая страна, но с попытками прорыва –
    ежегодный рост ВВП на 5–7 %, норма накопления – до 30–35 % (в настоящее время 19–20 % ВВП), бум военных расходов, мегапроекгов, ограниченных развитием технологий (техническое отставание до 30–40 лет); рост конечного потребления государства до 20–22% ВВП (в настоящее время 18 % ВВП) при сокращении потребления домашних хозяйств. В перспективе в 5–10 лет: резкое замедление экономики до 0–2 % (или минуса), уход от свободной конвертации
    валюты, ее обесценение.
  2. Второй сценарий: «замороженная экономика» (вероятность –45–50 %). Внешние факторы: сокращение зависимости от России как ведущего поставщика сырья. Внутренние условия: полузакрытая стагнационная экономика с устаревающими технологиями, с все большей концентрацией сил и средств в ВПК; «типичная» латино-американская экономика, со сверхвысокой концентрацией собственности, огосударствлением, избыточными регулятивными издержками; полурыночная среда, олигополии. В перспективе в 5–10 лет: технологическое устаревание, дальнейшее упрощение структуры экономики, деиндустриализация, низкие темпы роста в 0–2 %, норма накопления – 18–24 % ВВП, волатильность экономики с мировыми ценами на сырье, динамикой мегарасходов в России (ВПК, мегапроекты), скачки курса рубля от 40 до 100 руб./долл, и ниже, ежегодные кризисы внешнего характера, риски неконвертируемости рубля,
    встроенный немонетарный рост цен и высокое налоговое бремя.
  3. Третий сценарий: «управляемый холод» (вероятность – 30–35 %). Внутренние условия: замена большинства управляющих во всех эшелонах власти, приход команд молодых технократов; кадровые перестановки в рамках неизменной системы ценностей и вертикали власти (аналог – Испания середины 1950-х гг. – начала 1960-х гг). Последствия – менее однозначный, более «хитрый», но аналог второго сценария, с более отсроченными последствиями. Эффективность – чуть выше, волатильность – чуть мягче, сползание к дестабилизации в будущем – чуть медленнее.
  4. Четвертый сценарий: «внезапный поворот», собственное «экономическое чудо» (вероятность – 5–10 %). Внешние факторы: курс США и Германии влияет на реальную интеграцию России как противовес радикализму, набирающему силу на Востоке. Внутренние условия: либерализация, финансовый форсаж, высвобождение энергии бизнеса и среднего класса, ориентация экономической политики на качество и продолжительность жизни в России, рост имущества семей из поколения в поколение, политика дешевого кредита, дешевого процента, умеренно заниженного валютного курса рубля, сильных налоговых стимулов на рост и модернизацию, сокращения налогового бремени, урезания регулятивных издержек, подавления немонетарной инфляции, сильного антимонопольного регулирования, замораживание внеэкономических конфликтов. В перспективе: выход на устойчивую, долгосрочную траекторию роста в 5–8 %; норма накопления – 30–34 % ВВП; рост – все менее сырьевой; активный трансфер технологий и мозгов в Россию; инфляция, процент снижаются до 2–4 %. Валютный курс – стабилизация сначала в районе 65– 67 руб./долл., затем все медленней, в меру ослабления инфляции, годами ползет ниже к 70–90 руб./долл, и т. д. Огосударствление экономики падает с 50–60 % до 20–30 %; уверенный рост доли среднего и малого бизнеса в ВВП, производительности труда, реальных доходов. Россия – чистый экспортер капитала становится на 10–15 лет чистым импортером капитала, прежде всего в части прямых иностранных инвестиций.
  5. Пятый сценарий: «нулевой». Это сценарий разрушительных деформаций, подобных тем, то происходили в 1990-х гг. в бывшем СССР. Его вероятность рассматривается как нулевая.

Первый – третий варианты делают экономическую и социальную стабильность с годами все более хрупкой, крах которой неизбежен. По статистике, в развивающихся экономиках кризисы происходят с частотой 1–2 раза в 10–15 лет, особенно при высокой зависимости от курсов валют и мировых цен, доступа к импорту технологий. Кроме того, следует учитывать нарастающие политипические и идеологические аспекты.

Только четвертый дает возможности смягчить, а в будущем – урегулировать геополитические конфликты. Помещение России внутрь этой оси развития национальных и мировых финансов создает ту энергетику, которая локализует все риски, сохраняет ее капиталы и человеческий потенциал.

Это наиболее удачный проект, который позволит радикально изменить облик страны и сделать его по-настоящему привлекательным и притягательным.

Официально выделяются три сценария социально- экономического развития в долгосрочной перспективе – консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0–3,2 % в 2013–2030 гг. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8 % в 2012 г. до 3,6% в 2030 г.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний, наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020–2022 гг., что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0–4,2 % в 2013–2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3 % к 2030 г. Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности. Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода к новой модели развития. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах: около трети занятых и 11 % ВВП против 2 % занятых и 21 % ВВП в нефтегазовом комплексе.

Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным сценарием проявляются после 2015–2018 гг.

В то же в ремя уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от консервативного качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала. Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, будет характеризоваться усилением макроэкономической несбалансированности.

Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119 % ВВП в 2030 г. против 78 % ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65 % ВВП, по инновационному сценарию – до 52 % ВВП. Сальдо счета текущих операций в форсированном сценарии, начиная с 2014 г. (в консервативном с 2015 г.), становится устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.

Консервативный сценарий обеспечивает к 2020 г. частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

Он характеризуется:

  • реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие), и строительством соответствующих трубопроводов;
  • резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;
  • диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;
  • развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значительных «узких мест» в автодорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 г.;
  • модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;
  • концентрацией инновационной активности, преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающих их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;
  • сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких
  • темпов импорта.

Расходы на научные исследования и разработки к 2030 г. не превысят уровень 1,3 % ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8–6,1 % ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0–5,1 % ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 г. вырастут до 6,2 %, в том числе за счет бюджетной системы до 4,9 % ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Таким образом, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, а также формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)